Инвестиции КМВ

Демонстрация потенциала

Демонстрация потенциалаУ аграриев региона появился еще один помощник в деле реализации зерна. Это Торгово-промышленная палата Ставропольского края. Здесь образовали новый комитет по поддержке сельского хозяйства и выступили с инициативой создания на своей базе Центра экспорта. На прошлой неделе в ТПП СК прошла конференция “Пути решения проблем прямого экспорта зерновых культур Ставропольского края”, в которой приняла участие представительная иностранная делегация.

“Ставрополье — один из крупнейших производителей зерна. У нас отдельные районы, например Ипатовский и Новоалександровский, дают столько пшеницы, сколько не получают иные российские края и области. Мы умеем его выращивать, но не научились еще его продавать”, — констатировал на конференции первый зампредседателя краевого правительства Юрий Белый. Регион может отправить на экспорт 4,5-5 млн тонн зерна. Его покупают более 20 стран — на Ближнем и Среднем Востоке, в Северной Африке, других регионах, в крае работают 25 зернотрейдинговых компаний. “Но нам нужна большая конкуренция, — отметил Юрий Белый, обращаясь к иностранным гостям. — Наши производители зерна готовы напрямую работать с международными компаниями”.

Директор международной брокерской компании OFFNORE Finance LTD Жером Годарт не новичок в работе со ставропольским зерном, знает возможности края, а также местные проблемы. За 6 лет у него накопился как положительный, так и отрицательный опыт. Тем не менее в этот раз он привез с собой представителей еще нескольких компаний, бизнес которых связан с сельским хозяйством. В конференции приняли участие президент компании AGROGROUP INTERNATIONAL [Сингапур] Виджей Йенагар, директор компании TIJARA SAL [Ливан] Омар Хилал, маркетинг-координатор зернового сектора этой же компании Рами Эхия, вице-президент и управляющий директор судоходной компании Valdercrown Shipping and Trading LTD [Греция] Тасос Райсис, представитель международной компании “Сикея Интернэшнл” Игорь Пенявский.

Помимо указанных должностей, некоторые члены делегации являются представителями и других компаний в разных странах. А Виджей Йенагар — вице-президент Ассоциации бизнесменов Сингапура, член совета Сингапурской биржи, в 2008-2010 годах был президентом ТПП Сингапура. О масштабах его бизнеса можно судить по тому, что оборот компании AGROGROUP INTERNATIONAL в прошлом году составил более 1 млрд долларов, ею было закуплено более 1 млн тонн зерна, 1 млн 200 тыс. тонн сахара, 50 тыс. тонн хлопка, 500 тыс. тонн гороха, 200 тыс. тонн семян злаков, более 100 тыс. тонн металла и энергоносителей и т. д. Бизнесмен, также занимается маркетинговыми исследованиями.

Жером Годарт обозначил проблемы, с которыми сталкиваются зарубежные покупатели. Это вопросы логистики и структурированного финансирования: иностранные компании хотят покупать ставропольское зерно без посредников, и банки должны расширить возможности для более гладкого экспорта. “Я не люблю слово “проблема”. Проблема — это неправильно заданный вопрос. Мы здесь для того, чтобы задавать вопросы и получать на них ответы, — подчеркнул господин Годарт. — Мы серьезные партнеры, намерены закупить в регионах России много зерна и хотели бы снизить все возможные риски”.

Проехать 4 часа на машине из Краснодара — для иностранцев это почти героический поступок, но им так хотелось встретиться на Ставропольской земле с представителями аграрного сектора, что они пошли на этот шаг и, похоже, не пожалели.

Первый заместитель министра сельского хозяйства СК Анатолий Куценко подробно рассказал об особенностях производства ориентированных на экспорт культур в регионе и его перспективах. В Ставропольском крае увеличились объемы производства рапса, регион стал одним из крупнейших в стране производителей гороха, здесь есть все условия для возделывания пищевого нута. Анатолий Куценко даже предложил гостям взять образцы пшеницы на проверку соответствия их требованиям зарубежных потребителей.

По мнению замминистра, чтобы иметь долговременные отношения с производителями зерна, крупным международным фирмам надо иметь в крае постоянные представительства, что позволило бы им установить тесные взаимоотношения с собственниками зерна, элеваторами, перевозчиками, портами. Возможно, им стоит разработать и программы предоставления аграриям материально-технических ресурсов.
Директор Федерального центра оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки Алексей Галкин сообщил, что качество ставропольского зерна гарантировано сертификатами, выдаваемыми Центром на каждую партию, и не вызывает претензий у покупателей. А тот факт, что 2 года назад Египет отказался покупать нашу пшеницу из-за якобы слишком большого процента повреждения зерна клопом-черепашкой, так в этом видится некая политика. В этом году Египет снова покупает ставропольское зерно.

К слову, с июля по сентябрь уже выданы сертификаты на более чем 1 млн 200 тыс. тонн ставропольского зерна. По словам Алексея Галкина, Центр занимается также мониторингом качества зерна нового урожая и готов сотрудничать напрямую с компаниями, которые представляют гости.

Президент ТПП СК Андрей Мурга отметил, что создание в Палате комитета по поддержке сельского хозяйства позволит ей принимать участие в таких процессах, как формирование постоянного спроса на продукцию местных предприятий. В прошлом году ТПП СК вместе с сельхозтоваропроизводителями края принимала участие в бизнес-делегации Ставрополья в Республике Азербайджан с целью продвижения ставропольской продукции. А теперь и гостям из дальнего зарубежья, которые готовы работать со Ставропольем по закупке зерна, показали потенциал края. Новые контакты наверняка будут способствовать повышению конкурентоспособности региона в аграрном секторе.

Председатель Ставропольского регионального комитета Национального союза зернопроизводителей, директор ОАО “Совхоз им. Кирова” Труновского района Михаил Чернов так прокомментировал значение встречи с иностранцами: “Это первое такое сведение производителей и конечных покупателей, и здесь важно определить, что нужно делать, чтобы производитель реализовал свою продукцию по максимально выгодной цене. Но крестьянин должен понимать, что на пути зерна от производителя до конечного покупателя масса чисто структурных вопросов и кто-то должен делать эту работу. Если посредник, значит, это должно соответственно оцениваться”.

Елена Акулова