Сегодня много говорят о необходимости внедрения инноваций в экономику. Однако, как показывает практика, начать применять более современные технологии в промышленном производстве или народном хозяйстве бывает не так просто. Один из ярких примеров — опыт доктора технических наук, заведующего кафедрой “Автомобильные дороги, стандартизация и сертификация” Северо-Кавказского филиала Белгородского технологического университета имени Шухова профессора Бориса Печеного.
Борис Григорьевич занимается научной, а параллельно и преподавательской деятельностью в области строительных материалов и нефтепереработки около 40 лет, начав профессиональную деятельность в отделе битумных материалов Научно-исследовательского института нефтепереработки в Уфе. В то время, по его словам, инновации внедрялись быстро, при этом они чаще всего осуществлялись по заказу правительства. Например, в Уфе в 1980-х годах при участии Бориса Печеного была налажена новая технология производства неокисленного битума, который на 30% дешевле, а также долговечнее окисленных аналогов. Проект был успешно внедрен на нескольких нефтеперерабатывающих заводах Уфы и Рязани.
Кроме того, в Башкортостане, в районе города Салавата, ученые уфимского института помогли привести экологическую обстановку в норму, где после Великой Отечественной войны остались низины, заполненные 2 млн тонн мазута. Работники отдела битумных материалов института нашли способ переработки мазутных озер, на тот момент казавшийся неосуществимым. Сложность заключалась в том, что за годы хранения остаточный продукт переработки нефти смешался с пылью, грязью и растительностью. Тем не менее ученым удалось создать установку по его переработке, в результате чего был получен востребованный в промышленности битум.
“За 5 лет мы устранили все нефтяные остатки, и природа в низине ожила”, — рассказывает Борис Георгиевич. А авторский коллектив, разработавший установку, получил авторское вознаграждение в размере 20 тысяч рублей, огромные по тем временам деньги. На них тогда можно было приобрести 4 автомобиля — невиданная роскошь для советского человека”.
Еще один проект уфимского авторского коллектива — способ переработки отработанных автомобильных шин в полезные продукты, защищенный тремя патентами на изобретения. Результат многолетней работы ученых значительно опередил в свое время разработки ведущих мировых исследователей того времени в данном направлении — американских, польских и французских коллег. Благодаря специальному растворителю, в который погружались отработанные шины, после 4 часов термодиструктивного растворения от них оставался только металлический каркас. А резина распадалась до продукта, напоминающего нефть с содержанием бензиновых, керосиновых и масляных фракций. Установку по переработке отживших свой век шин в промышленных масштабах впервые в мире должны были внедрить на базе Невинномысского шиноремонтного завода. Был разработан проект, Борис Печеный специально переехал из Уфы в Ставрополь, ожидал поставки оборудования. Но перестройка внесла свои коррективы, и проект забыли. Шиноремонтный завод реорганизовали в акционерное общество, которое изменило приоритеты деятельности, при том, что на завод еще в то время ежегодно поступало около 40 тыс. отработанных шин, не подлежащих ремонту. Их закапывают в карьеры на глубину 6-8 метров. Как утверждает ученый, в погребенных шинах идут деструктивные процессы с образованием горючих газов. Нередки случаи самовозгорания таких захоронений. Несмотря на то, что в результате переработки никому ненужной резины можно было получать полезные продукты и битум, проект остался нереализованным.
А лет 10 назад Бориса Печеного вызывали в мэрию Москвы [в мегаполисе проблема отработанных шин стоит особенно остро], в отдел инновационных технологий, где подробно интересовались способом переработки отслуживших покрышек. Представленную технологию отправили на рассмотрение Московскому нефтеперерабатывающему заводу, но дальше разговоров дело не пошло. По словам Бориса Печеного, нефтепереработчики не хотят связываться с данным трудоемким процессом.
В числе последних проектов Бориса Печеного — серия водоэмульсионных материалов. Некоторые из них уже используют ряд фирм в Ставрополе, Кемерове, Краснодаре. Разработанные ученым краски дешевле в 2-3 раза, долговечнее и безопаснее ныне существующих. Но объем их производства мизерный по сравнению с огромным потреблением акриловых и лакокрасочных материалов на растворителях. О недостатках последних известно всем. Это и резкий устойчивый запах, и длительное высыхание, и пожаро-, взрывоопасность. Кроме того, такая краска до конца не высыхает, а молекулы токсичных веществ медленно испаряются и отрицательно сказываются на здоровье человека, создавая предпосылки для появления таких заболеваний, как астма, аллергия, онкологические новообразования.
Как рассказал Борис Печеный, сегодня о нем больше знают за границей, чем в Ставропольском крае, где он проживает более 20 лет. И разработками чаще интересуются за рубежом.
В августе 2010 года Борис Печеный в очередной раз ездил в Колумбию на V Международный конгресс в области дорожно-строительных материалов. Разработками, озвученными в докладе российского ученого, заинтересовались представители Сирии. И по приглашению сирийской стороны уже в сентябре разработчик из Ставрополя посетил столицу этой африканской страны. Проблема, которую необходимо было решить, портит жизнь всем жителям Дамаска из-за изменения климата за последние 4 года: от налета серой пыли, прилетающей из пустыни Сахары, город стал серым. Она въедается в ракушечник, из которого построены здания столицы Сирии, и никакие средства все это время не помогали избавиться или защититься от нее.
Решением проблемы стало использование средства, предложенного российским ученым. И в данный момент в Сирии идет работа по сборке оборудования для промышленного выпуска водоэмульсионной краски, которой по результатам проведенных сирийцами опытов не страшна никакая пыль. При этом часть сырьевых компонентов для ее производства будет поставляться из России.
Всерьез заинтересовались другим проектом на основе водоэмульсионных материалов — высокопрочными дорожными разметкой и покрытиями [так называемый холодный асфальт] представители Германии и Индии на Международном конгрессе по эмульсиям, прошедшем во французском городе Леоне в октябре 2010 года, где Борис Печеный представил 3 доклада.
Но в Ставропольском крае эта технология не нашла применения, несмотря на то, что автор не раз предлагал ее различным организациям. Интересно, что для перепроизводства им не придется ничего переоборудовать. Изменятся лишь технология производства и состав покрытия. При этом новый асфальт будет дешевле и долговечнее существующего. Но Борис Печеный не отчаивается и твердо верит в то, что близится время, когда при строительстве дорог вместо горячего асфальта будут использоваться холодный асфальтобетон на эмульгированных битумах. Кстати, как рассказал ученый, в данный момент его разработку изучает федеральное агентство “Автодор”.
Опыт работы Бориса Печеного в зарубежных странах показал, что там при внедрении новых, более дешевых и качественных технологий существует отлаженная система: в министерствах работают отделы, занимающиеся инновационными разработками, при обращении в которые ученые получают возможность реализации своих проектов. И процесс внедрения происходит очень быстро, а не десятилетиями, как это часто бывает в нашей стране. Реализация обычно осуществляется через тендерные торги, в которых выигрывает та организация, которая выполняет условия конкурса. Например, при заказе на устройство дорожной разметки предпочтение отдается той организации, которая выполняет условия конкурса: срок службы разметки не менее 5 лет. Естественно, и разработчик, и внедряющая организация предварительно проверяют эффективность предложенного материала.
Разбираться в причине происходящего в нашей стране, и в частности в Ставропольском крае, долго не приходится. Ответ прост. За границей инновационные разработки востребованнее, поэтому российские ученые покидают страну. Там не приходится обивать министерские пороги, упрашивая принять разработку к внедрению. Система внедрения инноваций за рубежом совершенно другая. Там больше ответственности и чиновники делают свою работу, помня в первую очередь об обязанностях, а не занимают должности ради уютного кресла.
Тем не менее все же хочется верить, что когда-нибудь выражение “Нет пророка в своем отечестве” перестанет быть актуальным в нашей стране.