В последнее время на территории Ставропольского края динамично развивается малый бизнес, что является одной из наиболее актуальных задач экономики региона. В то же время несомненно, что это сложный и трудный процесс, сопровождающийся необходимостью решения многочисленных проблем. В рамках участия в семинарах, проводимых Торгово-промышленной палатой для предпринимателей Ставропольского края специалистами ООО “Бизнес-Константа”, был проведен опрос начинающих и действующих предпринимателей с целью выявления наиболее злободневных для предпринимателей проблем. Предпринимателям необходимо было назвать три наиболее значимые и злободневные проблемы, требующие скорейшего решения и препятствующие развитию бизнеса.
Как рассказала корреспонденту “СБ” директор ООО “Бизнес-Константа” Наталья Яковенко, по результатам опроса с большим отрывом лидируют две проблемы: недостаток финансов (26,5% всех опрошенных) и проблемы с кадрами (13,3%).
Причем недостаток финансов для ведения бизнеса предприниматели связывают как с динамикой бизнеса, так и с проблемами в поиске источников финансирования. Средства прежде всего нужны для стартового развития бизнеса. Причем, как правило, не хватает собственных средств инициаторов открытия предпринимательской фирмы, а привлечь заемные средства в этот период практически невозможно. Затем дефицит финансовых средств возникает в период дальнейшего развития фирмы: нет достаточной величины оборотных средств или ощущается недостаток средств на инвестиционные цели, связанные с выходом бизнеса на новый этап в развитии.
В то же время, по словам Натальи Николаевны, для большинства предпринимателей, принявших участие в опросе, основным источником финансирования и решения возникающих финансовых проблем являются собственные средства (83%), 12% опрошенных используют для этого частные кредиты или помощь друзей и родственников и лишь только 5% предпринимателей используют для этого кредитные средства.
Кадровые проблемы разделены предпринимателями на несколько групп: прежде всего это нехватка достаточного количества специалистов или рабочих кадров по различным специальностям, затем низкий уровень квалификации и отсутствие профессиональных знаний управленческого и производственного персонала и, наконец, высокая текучесть кадров.
Вместе с тем многие из опрошенных предпринимателей назвали в качестве актуальной проблемы малого предпринимательства недостаточный уровень образования самих предпринимателей.
На третьем месте по значимости (8,4%) предприниматели отметили проблему высокого уровня конкуренции и наличие фактов недобросовестной конкуренции.
Многие предприниматели (6,6%) назвали и чисто управленческие проблемы: неопределенность целей, отсутствие грамотно составленного бизнес-плана развития, не всегда оптимальное распределение средств, недостаток времени для решения стратегических задач в угоду решению тактических и другие проблемы.
Как отмечает Наталья Яковенко, беспокоит предпринимателей и недостаток информации по различным аспектам предпринимательства (6,6%).
Это, прежде всего, ответы на такие вопросы: как завоевать место на рынке? Как привлечь клиентов? Как получить максимальную прибыль? Где найти средства для развития? Что приобрести в первую очередь?
Несмотря на широкий ди-апазон возможностей в использовании различных систем налогообложения, применяемых в настоящее время, одной из острых проблем, по мнению предпринимателей, является несовершенство системы налогообложения (6,0%) и особенно последнее значительное увеличение ставки социальных выплат.
Часто у предпринимателей возникают и правовые проблемы (6,0%), связанные с оформлением разрешительной документации на ведение бизнеса.
Наконец, еще одной весомой проблемой, препятствующей развитию предпринимательства, респонденты назвали вопросы, связанные с арендой помещения или оборудования (4,2%).
В ряду наиболее актуальных проблем и потребность в дорогостоящем оборудовании, сбыт продукции, снижение спроса на производимую продукцию и другие.
Как показывает проведенный опрос, малое предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. На территории Ставропольского края действует достаточно большой комплекс мер поддержки предпринимателей на разных стадиях развития бизнеса — от начала предпринимательской деятельности до развития и перехода в группу среднего и даже крупного бизнеса.
Одной из таких форм поддержки является предоставление целевой субсидии на начало предпринимательской деятельности в рамках краевой целевой программы “Снижение напряженности на рынке труда Ставропольского края в 2010” в размере 58,8 тыс. рублей. Такой поддержкой уже воспользовалось большое количество жителей Ставропольского края. Причем по наблюдениям сотрудников ООО “Бизнес-Константа” их можно разделить примерно на две равные группы: это люди, начинающие осуществление нового для себя вида деятельности (самозанятость), и люди, которые уже ведут предпринимательскую деятельность без ее оформления, и получение субсидии дает возможность ее узаконить.
В какой области в настоящее время открываются предпринимательские фирмы? “Для ответа на этот вопрос, — говорит Наталья Яковенко, — мы изучили структуру разработанных фирмой бизнес-планов для претендующих на получение субсидии. Анализ выполнен по бизнес-проектам предпринимателей нескольких районов Ставропольского края.
Прежде всего нужно отметить, что большая часть вновь открываемых предпринимательских структур — 66 процентов — относится к услугам, и 34 процента создаются для осуществления производства”.
Лидирующим по количеству открываемых предпринимательских структур оказалось разведение сельскохозяйственных животных. Это логично на территории нашего края, издавна имеющего сельскохозяйственную специализацию.
Вторым по частоте видом деятельности является торговля. Как показывает опыт, такие фирмы открывают бывшие работники магазинов, имеющие опыт реализации определенных групп товаров.
Третье место поделили парикмахерские и ремонтно-строительные услуги. Сфера услуг для населения — одна из наиболее свободных ниш предпринимательской деятельности на территории региона. В то же время открытие бизнеса в этой области не требует значительных капитальных вложений.
Представленная структура свидетельствует о наличии значительного потенциала в развитии малого бизнеса на территории Ставропольского края и дает возможность сориентироваться тем предпринимателям, которые еще не выбрали область деятельности, в каком направлении можно идти.
Елена Алексеева