Инвестиции КМВ

По законам рынка

С конца прошлого года в крае действует акция “Покупай cтавропольское!”. Многое в ее рамках уже сделано, есть большие планы на будущее, а первые итоги говорят об эффективности применяемых мер.

Вот только среди тех, кого эта программа непосредственно касается, нет абсолютного единодушия в вопросе главенствования местной продукции на прилавках ставропольских магазинов. Приведем лишь несколько мнений, высказанных представителями власти на местах, торговли и местных производителей.

“У нас в районе мероприятия в рамках акции проводятся строго в соответствии с утвержденным планом, — рассказывает начальник отдела экономического развития Шпаковского муниципального района Алексей Сошников. — В магазинах товары местных производителей отмечены специальным знаком, среди предпринимателей ведется просветительская работа посредством СМИ, наружной рекламы и на нашем сайте в Интернете. Тщательного анализа, насколько возрос интерес потребителя к ставропольским товарам за текущий год, мы пока не проводили. Некоторые из организаций активно включились в реализацию программы, в основном это большие сетевые магазины и рынки, другие ее просто проигнорировали с формулировкой “нам и так хорошо”.

В условиях рыночной экономики, думаю, неправильно принуждать представителей торговли к участию в акции. Их нужно заинтересовать выгодой от сотрудничества с местным производителем. Для этого его продукция должна быть качественной и конкурентоспособной, а это, к сожалению, бывает не всегда. Вот у меня, как у потребителя, есть претензии, которые касаются упаковки местных товаров. Только когда эти товары начнут пользоваться большим спросом, чем привезенные из-за пределов края, тогда и магазины обязательно будут брать их на реализацию”.

“Магазины “Флагман” в числе других крупных торговых сетей, работающих в крае, принимают участие в акции “Покупай cтавропольское!”, — говорит директор ООО “Флагман 2” Любомир Турелик. — И прежде мы охотно брали на реализацию продукцию местных производителей, и сегодня среди наших поставщиков много ставропольских фирм. Как и было рекомендовано на уровне краевого правительства, на их товары устанавливается ярлычок с логотипом акции, что привлекает внимание потребителей.

Сотрудничество с местными производителями нам, например, выгодно. Их продукция, как правило, высокого качества, представлена в широком ассортименте. Ее не нужно везти за тысячи километров, что позволяет сэкономить на доставке и снизить уровень магазинной наценки. Она всегда свежая, пользуется спросом у покупателей. Не смущает даже то, что нам эти продукты поставляют по более высокой цене, чем в крупные торговые сети, в том числе столичные. Ведь мы, в отличие от них, не готовы брать на реализацию крупные партии товара.

В то же время считаю недопустимым навязывание предприятиям торговли сотрудничества со всеми ставропольскими поставщиками без разбору. Если качество их продукции не соответствует стандартам, если работать с ними невыгодно, такое партнерство просто будет противоречить законам рынка, значит, оно невозможно”.
“О программе “Покупай ставропольское!” у нас, конечно, знают, — говорит руководитель частной пекарни из Изобильненского района Мария Абраменко. — Но о ее пользе мало что могу сказать. За весь 2011 год местная администрация всего один раз сообщила нам о ярмарке ставропольских производителей в краевом центре, в которой мы можем принять участие. А нам хотелось бы почаще представлять свою продукцию и за пределами района. На осеннюю сельскохозяйственную ярмарку в Изобильном нас почему-то не пригласили, зато привлекли к участию в аналогичном мероприятии в поселке Рыздвяном. Мне очень понравилось, удалось продать всю свою продукцию, что мы там представили. Пусть зовут еще, с радостью откликнемся”.

“Лично меня к участию в этой акции не приглашали, — рассказывает индивидуальный предприниматель Петр Соцкий. — Знаю о ней только понаслышке. Наверное, дело в том, что возглавляемое мной производство и раньше обходилось без поддержки со стороны властей, и сейчас мне не нужна помощь в реализации продукции. Со мной работают многие предприятия торговли и в крае, и за его пределами.

Как патриот, я, конечно, выступаю за поддержку местных производителей. Но беспокоит судьба неставропольских предпринимателей, имеющих желание и возможности предлагать свои товары на ставропольском рынке. Наша продукция тоже поставляется в соседние регионы, я на собственном опыте знаю, как тяжело “чужим” производителям завоевать там рынок, и отношение к нам совсем другое. Местным предпринимателям намного легче договориться с местными же торговыми сетями о сотрудничестве.

Что касается Ставрополья, очевидно, что сетям, например, из Краснодарского края, выгоднее работать с краснодарскими производителями, причем по многим причинам. Может, целесообразнее было бы создание большего числа местных торговых сетей, которые отдавали бы приоритет ставропольским товарам? Да и другие проблемы малого бизнеса, не только продвижение произведенной его субъектами продукции, нуждаются в организованном решении на уровне государственной власти”.

Ирина Стецкова

Ставропольский бизнес