Петербургское ОАО “Сити Сервис” выкупило доли в уставном капитале нескольких ставропольских УК ЖКХ и предприятий, оказывающих сопутствующие услуги, заняв при этом около трети локального рынка управления эксплуатацией жилого фонда. “Сити Сервис” намерен модернизировать работу предприятий коммунального сектора и достичь рентабельности 5-7%. Но чтобы заработать на жилищных услугах, необходимо также поднимать тарифы на содержание и ремонт жилья. ОАО “Сити Сервис” приобрело доли в четырнадцати ООО, занимающихся управлением жилищным фондом Ставрополя, а также трех компаний, оказывающих сервисные услуги в этом же сегменте. К питерской УК перешли 100% долей в уставном капитале десяти компаний жилищно-коммунального сектора, в остальных ОАО владеет от 66 до 76%.
В ОАО “Сити Сервис” уточнили, что группа предприятий жилищно-коммунального сектора была приобретена в этом году у частной УК, в совокупности они обслуживают около 2 млн кв. м площади многоквартирных домов, что составляет 25-30% рынка Ставрополя. Стоимость сделки не раскрывается. Ранее топ-менеджеры “Сити Сервиса” заявляли, что рассматриваются возможности приобретения активов в ряде крупных региональных центров, “из потенциальных приобретений выбираются самые перспективные компании”. По оценкам экспертов агентства Penny Lane Realty, каждое финансово благополучное предприятие ЖКХ с “хорошими” основными фондами могло быть оценено участниками сделки в 10-15 млн рублей.
В отчете ОАО “Сити Сервис” за 2010 год сообщается, что выручка составила 910,2 млн руб., при этом компания получила чистый убыток — 18,9 млн рублей. По словам члена совета директоров “Сити Сервиса” Мариюса Яроцкиса, эти финансовые результаты не показательны для сектора управления обслуживанием многоквартирных домов, поскольку ОАО как головная структура холдинга выполняет также ряд других функций. “Средняя норма рентабельности на рынке жилищных услуг составляет 5-7 процентов”, — поясняет Мариюс Яроцкис. Для достижения этих показателей “Сити Сервис” намерен модернизировать работу ставропольских УК, в том числе реструктуризировать бизнес-процессы в соответствии с европейскими стандартами, повысить качество услуг и ужесточить контроль за их выполнением.
По словам представителя “Сити Сервиса”, основной перечень услуг компаний группы в Ставрополе и Санкт-Петербурге — содержание общего имущества многоквартирных домов и текущий ремонт. “Общая стоимость услуг также практически одинакова, однако по отдельным видам услуг есть различия. В частности, тариф на управление в Ставрополе составляет в среднем 3,66 рубля с 1 квадратного метра и находится ближе к экономически обоснованной стоимости данной услуги, в то время как в Санкт-Петербурге он составляет 1,18 рубля с 1 квадратного метра”, — отмечает Мариюс Яроцкис. В ближайшее время изменений тарифов для жителей Ставрополя не планируется, добавляет он.
Ставропольское УФАС сочло, что полученная холдингом доля рынка управления эксплуатацией жилого фонда города может способствовать созданию условий для согласованных действий, и выдало “Сити Сервису” в мае предписание об обеспечении конкуренции, в том числе о проведении подконтрольными ему УК собственной экономически обоснованной ценовой политики.
Участники и аналитики рынка неоднозначно оценивают перспективы подконтрольных холдингу УК. По мнению руководителя одной из городских управляющих компаний, заработать на рынке жилищных услуг Ставрополя холдингу будет сложно, поскольку финансовое состояние предприятий сектора в основном ухудшается. “Кроме того, если вся деятельность УК будет координироваться из головного офиса в Санкт-Петербурге, это может влиять на сроки исполнения заявок от населения”, — говорит он.
“Если “Сити Сервис” намерен в ближайшие год-два окупить вложения в активы и организацию инфраструктуры, ему придется решать вопросы с собственниками жилья и поднимать тарифы на его содержание и ремонт”, — полагает глава другого предприятия жилищно-коммунального сектора.
Работающие в сегменте западные компании традиционно ориентируются на более долгие горизонты инвестирования, не соглашается заместитель руководителя департамента оценки компании Knight Frank Дмитрий Черный. “Они добиваются прибыльности в среднесрочной перспективе за счет эффективности собственных технологий управления, а также за счет эффекта масштаба, позволяющего налаживать взаимовыгодные связи с поставщиками и властями”, — отмечает эксперт.
Олег Кузнецов