Проблема внедрения инноваций — приоритетный вопрос современного общества. Специалисты разных областей предлагают ноу-хау, призванные облегчить нашу жизнь. Не отстает и сфера образования. По мнению директора ставропольского Центра творческого развития и гуманитарного образования для одаренных детей “Поиск” Анатолия Жигайлова, школьное обучение нуждается в реорганизации многих вещей, в частности в модернизированном диагностическом инструментарии. Корреспондент встретилась с ним, чтобы обсудить преимущества автоматической программы психологического диагностирования ребенка “Мониторинг” и сложности развития коммерческого проекта.
— Анатолий Васильевич, как вы считаете, что самое главное в образовании?
— Понимать ребенка и помогать реализовывать потенциал, или, как сказал педагог Ушинский, “изучать его во всех отношениях”. Представьте такую ситуацию. В большом классе школьник не может справиться с задачей, он спрашивает педагога, как быть. А тот отвечает: “Думай”. Но ведь мышление — очень сложный процесс. Как его правильно организовать? Как сделать так, чтобы он был эффективным для данного, конкретного ребенка? По сути, мы мало что знаем о своих учениках, об их интеллекте. Последний включает в себя множество параметров, и мышление, и воображение, и память. Что-то у ребенка развито в большей степени, что-то — в меньшей. Нужно разбираться в совокупности вопросов по качествам личности, темперамента, характера, в профессиональном самоопределении.
Поверхностно эти данные по ребенку можно предоставить, но углубленно, в структурированной форме — нет. Критерий успешности ученика — его оценки. Пятерки — умница, троечки — недотягивает, ленится. Цифры стали лакмусовой бумажкой характера ребенка. Разве это правильно?
Масса вопросов подвело меня к мысли о том, что ребенка нужно изучать. И мы стали использовать в своей практике диагностический инструментарий. Сами тесты не составляем, берем отечественные и зарубежные апробированные образцы. С авторами методик заключены договоры, они приезжают к нам, чтобы консультировать сотрудников.
— Когда же появилась автоматизированная система “Мониторинг”?
— Со временем мы стали обрастать кипами бумаг, данные на каждого ученика хранились в архивах, это занимало много места, и для поиска требовалоcь много времени. Процесс необходимо было автоматизировать. Мы перевели в цифру признанные психологические тесты и создали новую систему мониторинга. Она уже зарегистрирована в Роспатенте и прошла апробацию.
Электронная психологическая карта имеет многоступенчатую систему статистических данных: о конкретном ученике, классе, параллели или целой школе. Это удобно для всех: родителей, педагогов, школьных психологов, директоров учебных заведений. Система включает около 40 методик тестирования и позволяет изучать детей по четырем направлениям: интеллект, личность, мотивация и профессиональное самоопределение. В каждом задании представлены результаты и комментарии. Ежегодно проводимые тесты [этого времени достаточно для оценки знаний учащихся] помогают отслеживать динамику развития обучения. И если показатели не меняются, понятно, что нужно менять тактику.
— То есть, пройдя тесты, учащийся получает психологическую характеристику. А в каком виде она предоставляется?
— Ребенок получает психологическую карту, которую, по сути, можно сравнить с медицинской. Когда мы обращаемся к врачу, он не кидается сразу нас лечить, а проверяет пульс, давление, слушает хрипы в легких, учитывает старые показатели, занесенные в карту больного. Также должно быть и в образовании. В личном деле учащегося отображаются уровень работоспособности, мотивации, структура интеллекта, индивидуальные характеристики, насколько он комфортно себя чувствует в общении со взрослыми и сверстниками и другие параметры.
Например, в карте обязательно указывается навык чтения. Большинство детей не умеет это делать грамотно. Они не выделяют смысловые части, не соединяют их, пропускают незнакомые слова. И если ребенок набрал в тесте три балла из десяти, это является тревожным сигналом. Проблемы в обучении могут начаться именно из-за этого. Для старшеклассников проводится тест “Профессиональный выбор”, который помогает им расставить приоритеты.
— Но ведь эти данные не являются абсолютом...
— Совершенно верно, но они становятся определенным ориентиром. Так, один наш ученик хотел поступать в летное училище на диспетчера. Однако тест показал, что он совершенно не имеет к этому предрасположенности. В итоге мальчик поменял свое решение.
Объективные данные позволяют оценивать сильные и слабые стороны учеников и, соответственно, корректировать подходы к обучению. На базе Центра мы создали специальное направление — “Коррекционная и развивающая работа”, которая проводится на основе конкретных данных о ребенке. Объективные сведения о каждом ученике позволяют говорить о новой ступени педагогики, инновационном развитии. На мой взгляд, технология диагностирования — хорошая практика. Поэтому ее хочется распространить и в других школах.
— Между тем школы неохотно перенимают вашу практику проведения электронного мониторинга. Почему?
— Потому что это коммерческий проект. И учебным заведениям для проведения мониторинга нужно собрать необходимую сумму. Мы стали проводить различные семинары, на которых говорилось о преимуществах системы. Судите сами: в каждой школе есть психолог, который периодически проводит тестирования. В итоге получаются разрозненные данные, по определенным классам или людям, а систематических — нет. Ведь ручное тестирование целой школы — титанический труд. А система позволяет составить психологический портрет каждого ученика за короткий срок при минимуме усилий.
Но все упирается в нехватку средств. Школы не будут самостоятельно искать деньги для проведения мониторинга, им не нужны такие хлопоты. Поэтому мы стали обращаться и к представителям бизнеса, которые бы смогли спонсировать тестирование. В итоге нам удалось внедрить систему в несколько десятков школ края.
— Существует ли система контроля эффективности “Мониторинга”?
— Безусловно. Объективную оценку качества обучения обеспечивает внешний аудит — Кембриджский экзаменационный консорциум. К нам ежегодно приезжают английские специалисты, которые проводят независимое тестирование в течение пары дней. Через 2 месяца присылают результаты. Приятно отметить, что, как правило, они нас радуют. За время существования Центра около сотни наших выпускников закончили с отличием зарубежные вузы.
Есть у нас и другие виды аудита. Мы являемся авторизованным центром международной компании “Европейские компьютерные права” [ECDL]. По другим предметам аудитом является участие ребят в олимпиадах, конкурсах и научных конференциях.
Дарья Дараганова