Один из инновационных проектов, получивших поддержку в виде субсидии из краевого бюджета в конце минувшего года, был представлен на суд конкурсной комиссии под названием “Изучение и оптимизация информационного обмена между участниками оптовой торговли товарами повседневного спроса с целью снижения их конечной стоимости”. О практической пользе реализации проекта корреспонденту рассказал его автор, генеральный директор и учредитель ООО “Интегра” Игорь Бабунц.
— Игорь Вячеславович, что послужило отправной точкой для создания этого проекта?
— Идея о необходимости создания единой компьютерной программы с информацией о поставщиках и производителях различных товаров возникла несколько лет назад. До этого я, врач по профессии, занимался разработкой программ для медицины. Начать решено было с сегмента “продукты питания — хозтовары” как основы ассортимента современного магазина. Сегодня руководители российских магазинов, по сути, существуют в информационном вакууме, искусственно создаваемом компаниями-поставщиками. Я посчитал, что нужно дать им возможность изучить все предложения на местном рынке, сравнить цены разных поставщиков и в итоге сформировать наиболее выгодный заказ.
Чтобы воплотить задуманное, в 2009 году была создана компания “Интегра”, коллектив которой под моим руководством разработал автоматизированную информационную систему [АИС] “Мега-Рынок”.
— Расскажите о ней подробнее.
— Система представляет собой многофункциональную компьютерную программу, связанную с работающей в режиме on-line базой данных, и веб-сайт. С их помощью поставщики загружают информацию, а магазины заказывают необходимый им ассортимент товаров повседневного спроса. Фактически система позволяет товароведу, директору магазина, менеджеру кафе, ресторана и даже частному лицу зарегистрироваться, получить доступ к базе данных товаров с их изображениями, просматривать прайс-листы поставщиков, сравнивать цены, выбирать оптимальные варианты и сразу же формировать и отсылать заказы поставщикам.
“Мега-Рынок” позволяет практически в 3-4 раза сократить количество рутинных еженедельных визитов торговых представителей от компаний-поставщиков, беря на себя часть их функций, прежде всего рекламу и сбор заказов от оптовых и розничных заказчиков. Используя систему, можно каждый раз экономить на закупках товаров до 3-5 процентов, сэкономленная сумма за каждую единицу товара может составлять от 10 копеек до нескольких десятков рублей. На первый взгляд, это немного. Но учитывая, что объем розничной торговли в крае 200 миллионов рублей в год, а продукты питания составляют 50 процентов всех товаров, сумма экономии может доходить до десятков миллионов рублей!
— Насколько сложно было создать такую систему и собрать для нее данные?
— Не скрою, работа над АИС “Мега-Рынок” — это колоссальный труд. Мы начинали с 5 позиций и за 2,5 года нарастили ассортимент до 67828 наименований, включенных в систему сегодня. Помимо информации о поставщике и цене, в программу внесены изображения товаров, что дает возможность оценить их внешний вид, упаковку. Все прайс-листы для удобства их анализа представлены в едином формате. Пользователь без специальной подготовки легко откроет АИС, найдет интересующую его группу товаров, произведет сравнение цен и осуществит заказ. Обращаю внимание, при этом наша компания не является посредником между заказчиком и поставщиком. Мы напрямую соединяем их, обеспечивая сохранение интересов обеих сторон.
Что касается сбора данных, для этого нам, конечно, понадобились серьезные переговорные и дипломатические навыки. Поставщики на местном рынке часто скрывают информацию о себе и друг от друга, и от своих партнеров. Все же многие сочли выгодным участие в нашем проекте, даже те, кто сначала отказался, со временем сами вышли на нас с просьбой о сотрудничестве. Сегодня в нашей системе представлены 115 компаний и малых фирм — это основной костяк постоянных поставщиков, с которым мы работаем. В основном они из Ставропольского края, но мы уже осваиваем соседние регионы, например, Ростовскую область и Краснодарский край.
— В перспективе возможно, что и другие компании займутся разработкой систем, подобных АИС “Мега-Рынок”. Вы не боитесь конкуренции?
— Надеюсь, к тому моменту, когда у нас появятся конкуренты, мы уже начнем хорошо зарабатывать и сможем значительно снизить цену на наш информационный продукт. Это станет одним из конкурентных преимуществ. Хотя и сегодня стоимость установки АИС и ее сопровождения достаточно демократична, а для малых предприятий предусмотрена минимальная ставка.
Ирина Стецкова