Каждый из нас хоть раз, но сталкивался с проблемами, связанными с нарушением законных прав и интересов потребителя. Одному отказываются менять бракованный товар в магазине, другому — чинить кровлю в многоквартирном доме, третьего не устраивает качество медицинских услуг. Как себя вести в такой ситуации и куда обращаться с подобными вопросами? Председатель правления Ставропольской краевой общественной организации защиты прав потребителей “Содействие” Владимир Рябцев уверен: когда нарушается Закон о защите прав потребителей, не надо молчать.
— Владимир Александрович, расскажите о вашей организации.
— Мы открылись недавно — 1 апреля этого года. Основным направлением “Содействия” является защита на безвозмездной основе нарушенных или оспариваемых прав потребителей в сфере ЖКХ, платных медицинских услуг или товаров массового потребления. Наша организация взаимодействует с прокуратурой и Роспотребнадзором.
Отмечу, что основной целью организации является повышение уровня защищенности и образованности потребителя. Каждый человек должен иметь возможность реализовывать и отстаивать свои законные права на рынке товаров и услуг.
— Как вы отстаиваете нарушенные права потребителей?
— С помощью досудебного или судебного способа защиты интересов потребителя. Первоначально мы проводим переговоры с оппонентами, то есть перед производителем или продавцом товара или услуги. Затем мы помогаем грамотно составить претензию от потребителя. Если мы не можем добиться решения вопроса по соглашению сторон, то подаем иск в суд, где права клиентов защищают наши юристы. Кстати, в ближайшее время мы собираемся привлечь в организацию студентов юридических факультетов. Думаю, для них это будет хорошим опытом или возможностью пройти стажировку.
— К вам уже обращаются за помощью?
— Да, несмотря на то, что мы существуем недолго. Люди приходят, чтобы рассказать о своих проблемах.Бывают разные ситуации: кто-то просто жалуется, другие просят помощи. Вот совсем недавно к нам пришел человек, который не смог поменять электротехнику в крупном магазине. Продавец отказался менять ему товар, который с момента покупки неоднократно ломался. Мы помогли ему отстоять свои права. И это не единичный случай, такие ситуации встречаются каждый день.
— Чем еще занимается ваша организация?
— Защита прав потребителей предполагает активное участие в решении конкретного вопроса, возникшего у потребителя в связи с приобретением товара или пользованием услугой. Но мы также проводим по собственной инициативе независимую экспертизу в магазинах бытового обслуживания, общественного питания и выдаем экспертное заключение. Другими словами, работаем на опережение, чтобы не получать жалобы от граждан.
— Сколько в Ставрополе существует организаций, подобных вашей?
— Несколько. Среди них — Роспотребнадзор и Союз защиты прав потребителей и предпринимателей “Общественный контроль”. Пока мы не имеем совместных программ, но надеюсь, что к лету будем активно взаимодействовать.
Вообще я хотел бы отметить, что в связи с развитием предпринимательства защита прав потребителей становится все более актуальной. Нарушения случаются довольно часто, но при этом многие предпочитают молчать. О таких случаях нужно открыто говорить и не бояться отстаивать свои интересы. Помочь в решении проблем в сфере защиты прав потребителей призван и Интернет — сейчас любой человек может найти всю необходимую информацию по этому вопросу. А если это не получается сделать самостоятельно, можно бесплатно обратиться за помощью в общественные организации.
Анна Новикова