В начале прошлого года в рейтинге регионов по использованию современных информационных технологий Ставрополье занимало 69-е место.
Но уже в первом квартале нынешнего года край поднялся на 46 позиций. Да и в СМИ то и дело говорится о том, что скоро очереди в госучреждениях уйдут в далекое прошлое, людям не придется носить с собой пакеты документов. Платить штрафы, регистрировать предприятия можно будет не выходя из дома, при помощи компьютера.
О том, каковы перспективы развития высоких технологий на Ставрополье, корреспондент “СБ” побеседовала с председателем Комитета Ставропольского края по информационным технологиям и связи Владимиром Найденко.
— Владимир Сергеевич, в прессе постоянно появляется информация со ссылкой на различные ведомства, в том числе и ваше, о том, что скоро все сведения о человеке уместятся на одну пластиковую карту и уже не нужно будет носить с собой паспорт и прочие удостоверения личности. Насколько это соответствует действительности?
— В начале 2012 года планируется выпустить первую, тестовую партию универсальных электронных карт [УЭК]. Это носитель визуальной [графической] и электронной [машиносчитываемой] форм информации о пользователе. И он используется для подтверждения прав на получение государственных, муниципальных и прочих услуг, предусмотренных российским законодательством. Карта будет содержать такие визуальные сведения, как фамилия, имя, отчество пользователя, в некоторых случаях его фотографию, номер УЭК, срок ее действия. В самом же устройстве прописываются страховой номер индивидуального лицевого счета и ряд обязательных и дополнительных электронных приложений. С их помощью пользователь идентифицируется при доступе к государственным услугам, в том числе в системе обязательных медицинского, пенсионного страхования. При желании можно привязать к карте и свой банковский счет.
По моему мнению, в ней должны быть реализованы минимум два региональных приложения: удостоверение льготника и так называемое транспортное приложение [льготный проездной билет]. Фактически карта — это пакет документов, которые не придется носить с собой в бумажном виде. В той же поликлинике достаточно идентифицироваться в соответствующем терминале и записаться к врачу, не выстаивая долгие очереди в регистратуру. В аптеке потребуется предъявить устройство вместо рецепта, это очень удобно для людей с “пожизненными заболеваниями” вроде диабета. Другое дело, что проблема может возникнуть при оснащении учреждений соответствующей аппаратурой. Не секрет, что если в городах ситуация еще более-менее сносная, то в некоторых селах направления до сих пор выписываются чуть ли не вручную. Конечно, решение подобных вопросов требует финансирования. На федеральном и муниципальном уровнях выделяются целевые средства, но достаточно ли их, покажет время.
— Но если электронные карты пусть и недалекое, но все-таки будущее, то один из элементов информатизации общества — проект “Электронное правительство” — уже существует. Насколько полно он реализован?
— В декабре прошлого года закончился второй этап перехода на предоставление первоочередных государственных и муниципальных услуг в электронном виде. По состоянию же на 31 марта 2011 года в Сводном реестре и на Региональном портале размещена информация о 147 государственных услугах, предоставляемых органами исполнительной власти Ставропольского края, и 222 муниципальных услугах — структурами местного самоуправления края. Сегодня посещаемость регионального портала ГМУ составляет от 150 до 200 человек в день. Учитывая, что информацию можно получить и на Едином портале ГМУ, количество обратившихся приближается к 5-7 тысячам посещений в месяц. Впрочем, приходится отметить и значительное отставание Ставропольского края от ведущих регионов. И оно предполагает проведение значительного объема работ в короткие сроки, что потребует больших усилий со стороны всех органов государственной власти края. Комитет подписал государственный контракт с ОАО “Ростелеком” на выполнение работ по обеспечению взаимодействия информационных систем и органов государственной власти для межведомственного электронного взаимодействия. Думаю, что это сыграло не последнюю роль в улучшении показателей края по информационному развитию.
— Сегодня практически все муниципальные образования имеют свои сайты. Но все из них “живые”?
— Если говорить о муниципальных порталах, то с технологической точки зрения ушли далеко вперед сайты Ставрополя, Пятигорска, Невинномысска, Георгиевска и Петровского района. Не в последнюю очередь успех связан с привлечением профессионалов, использовавших современные web-платформы. Но есть территории, где интернет-разделы носят формальный характер, практически не обновляются, получить на них новые сведения невозможно.
Вообще одним из важнейших факторов, определяющих успешность сайта, является заинтересованность руководства в его развитии и четкое понимание роли Всемирной паутины. Но, к сожалению, не у всех руководителей сложилось видение интернет-сайта как одного из основных источников информации о деятельности муниципальных властей. Учитывая, что разработка портала муниципального уровня обходится не более чем в 50 тысяч рублей, а его хостинг, то есть размещение на веб-сервере, от 1 до 10 тысяч рублей в год, ссылки на дороговизну недопустимы. Так что пока остается надеяться на пробуждение сознательности чиновников, ведь современную жизнь без информационных технологий представить практически невозможно.
Анна Учаева