Инвестиции КМВ

Платить по счетам, управлять по закону

Постановлением Правительства России №354 утверждены новые Правила предоставления коммунальных услуг. Однако в силу они вступят только после утверждения нормативов потребления для расчетов платы за “коммуналку”. Поэтому говорить о конкретных сроках внедрения нововведений рано.

Однако есть изменения в законодательстве, которые с 4 июня 2011 года уже действуют, и касаются они Жилищного кодекса РФ. Сразу стоит отметить, что все изменения перечислить в одной статье невозможно, однако на наиболее значимых моментах стоит остановиться. Подробнее о них корреспонденту рассказала начальник отдела управления жилищным фондом Комитета Ставропольского края по жилищно-коммунальному хозяйству Александра Вдовыдченко.

Новый порядок расчетов

Сначала стоит упомянуть о новых Правилах, точнее, о том, в каком виде предполагается их внедрить. Начнем с того, что изменен порядок расчета платы за коммунальные услуги. Теперь по каждому виду вводится два платежа: за потребление непосредственно внутри квартиры и общедомовые нужды. Чтобы была возможность их считать отдельно, разрабатываются нормативы для жилого помещения и для мест общего пользования. Это позволит производить два платежа: за потребление ресурсов в самой квартире и за места общего пользования.

Важный момент: люди смогут платить за ресурс напрямую ресурсоснабжающим организациям, приняв такое решение на общем собрании! Будет ужесточена ответственность неплательщика. Можно будет ограничивать предоставление услуг не через полгода, как сейчас, а через 3 месяца.

Правилами раскрыто и понятие неполной оплаты за услуги: это наличие у потребителя задолженности по оплате одной коммунальной услуги в размере, превышающем сумму трех месячных размеров платы. Обязанность по снятию показаний приборов учета и организатором их эксплуатации закрепляется за управляющими компаниями. Они же должны фиксировать факты нарушения качества предоставляемых услуг.

Данные правила утверждены, но будут введены только через 2 месяца после внесения изменений в постановление №306 “Об утверждении и определении нормативов потребления коммунальных услуг”.

О ТСЖ и УК

А теперь речь пойдет о действующих изменениях в Жилищном кодексе. Впервые законодателем прописан четкий перечень действий товариществ собственников жилья [ТСЖ] и управляющих компаний [УК] по управлению домом. Кроме того, каждое ТСЖ и управляющая организация обязаны известить Государственную жилищную инспекцию о том, что они начали свою деятельность, представить учредительные документы. Нужно оповещать и о внесении любого изменения в устав. В принципе, такая подотчетность позволит избежать самоуправства определенной группы собственников, которая сейчас встречается.

Ранее для создания ТСЖ достаточно было представить в налоговую инспекцию протокол общего собрания собственников и данные членов правления. Регистрация происходила почти автоматически. Теперь же протокол должны подписать все собственники, проголосовавшие за создание ТСЖ, и в отношении каждого из них необходимо указать сведения о долях в праве собственности. Государственная жилищная инспекция обязана проверить соответствие устава закону, правомерность создания ТСЖ. Кстати, до сих пор практиковалось создание ТСЖ застройщиками, которые самостоятельно создавали “карманные” товарищества со “своим” правлением. Теперь подобная самодеятельность исключается. Также запрещено создание ТСЖ на несколько многоквартирных домов, за исключением небольших зданий, где общее количество всех квартир не превышает 30. Товарищества, созданные на несколько домов, часто были практически неуправляемыми для собственников.

Введена новая статья 143.1, регламентирующая права собственников, не являющихся членами ТСЖ. Все они имеют право ознакомиться с уставом товарищества, бухгалтерской отчетностью и прочими документами. ТСЖ коснулись и другие изменения. Исключена обязанность заключать договоры с собственниками помещений, не являющимися членами ТСЖ. Член правления ТСЖ не вправе доверять другому лицу исполнение своих обязанностей.

Нельзя не коснуться и самих управляющих компаний. До внесения изменений в жилищное законодательство любая коммерческая организация, имеющая намерение управлять многоквартирным домом [МКД], приступала к этому управлению. Были случаи “рейдерских войн” между УК за возможность управления домами. Сегодня же лица, занимающиеся управлением МКД, а также содержанием и ремонтом общего имущества в доме, обязаны уведомлять жилищную инспекцию о начале своей деятельности. Договор управления от имени собственников может заключать председатель cовета МКД, срок действия договора увеличивается до 7 лет.

Возвращаясь к советам

Такие нововведения, как совет дома и председатель совета дома, отныне узаконены. Обязательно создание совета, если в доме более четырех квартир. Процедура создания следующая. Сначала участников совета избирают собственники на общем собрании, они же назначают его председателя. Если же жильцами самостоятельно в течение года совет МКД не избирается, то орган местного самоуправления в трехмесячный срок созывает общее собрание собственников для выбора способа управления домом и создания совета. Срок полномочий совета 2 года, если общее собрание не установило другой. Функции следующие: обеспечение выполнения решений общего собрания собственников, контроль за оказанием услуг и выполнением работ и т. д. У председателя совета МКД также есть полномочия. К примеру, при заключении договора управления домом он вправе вступить в переговоры относительно условий этого документа.

Еще нововведение — для подготовки предложений по отдельным вопросам, связанным с деятельностью по управлению многоквартирным домом, могут избираться комиссии собственников, которые являются коллегиальными совещательными органами. Для этого требуется решение общего собрания или совета дома. Комиссию можно собрать, например, чтобы оценить проекты договоров.

Контроль ужесточается

Деятельность управляющих организаций и ТСЖ будут контролировать Государственная жилищная инспекция и органы местного самоуправления. У собственников квартир появится возможность письменно пожаловаться в эти инстанции, например, на качество услуг. У госструктур, в свою очередь, возникает правовое основание по таким заявлениям проверять управляющие организации и ТСЖ, фиксировать нарушения, вплоть до обращения в суд.

До 1 марта 2012 года товарищества собственников жилья обязаны представить в жилищную инспекцию субъекта РФ заверенные председателями ТСЖ копии решений о создании ТСЖ, уставов и изменений, внесенных в них. В то же время чиновники должны проверить правомерность принятия решений о создании ТСЖ, и сопутствующие документы.

Местные власти получили дополнительные полномочия в сфере ЖКХ. Теперь они могут проверять работу ТСЖ: создание, устав, решения общего собрания, правомерность выбора управляющей организации, а также утверждения условий договора. Если жильцы жалуются на плохую работу, администрация должна в течение 5 дней провести соответствующую проверку. На устранение выявленных недостатков управляющим организациям и ТСЖ дается 6 месяцев. Если положительной реакции нет, администрация вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации ТСЖ и о признании недействительным договора управления с управляющей организацией. Жильцы могут запросить информацию о тарифах и качестве ремонтных работ, предоставляемых коммунальных услуг. Кроме того, они вправе запрашивать данные о программах в жилищной сфере и области коммунальных услуг в своем городе или районе.

Анна Учаева

Ставропольский бизнес