С сентября вступил в силу новый федеральный закон «О такси». Правда, пока что в «тестовом» варианте, а в полной мере он заработает с января 2012 года. Жесткие, почти драконовские нормы поставят на грань вымирания компании, где работают подрабатывающие на личных авто, а у оставшихся перевозчиков круто вырастет цена проезда.
И уже сейчас таксисты в Ставрополе принялись ажиотажно делить рынок. Еще в июле по всему городу во множестве появились граффити на асфальте «Такси» с номером телефона. Принадлежали они компании-перевозчику, которая уже второй год уверенно работает в Ставрополе (а еще, кстати, почти в 40 городах России, имея штаб-квартиру в Москве). Названия ее по понятным причинам упоминать не будем.
Спустя пару дней к рекламе на асфальте анонимные «умельцы» добавили обидное слово «навозофф» и для вящей убедительности «логотип» в виде кучи этой самой субстанции.
Подобная реклама «с душком» вызвала бурное обсуждение на ставропольских форумах. Попадались и мнения самих таксистов, убежденно доказывающих: более мелкие и агрессивные конкуренты решили «насолить» крупной сетевой компании-перевозчику. Причем конкретных заказчиков этой хамской кампании на форумах называли открыто.
Впрочем, анонимным провокаторам даже «шокового» эффекта показалось мало. На минувших выходных по всему Ставрополю в огромном количестве разлетелись рекламные листовки того самого «навозоффа». Причем разлетелись в буквальном смысле – ночью их кто-то разбросал на тротуарах оживленных улиц и перекрестках.
На бумажке рвотно-бурого цвета красуется слоган «Имидж – ничто, возим и говно!», а внизу, для непонятливых, изображение тележки с этим веществом. И снова уже известный горожанам телефон, и название все той же фирмы-такси. Столь циничное нарушение закона «О рекламе» явно должно привлечь внимание не только краевого антимонопольного управления, но также полиции и прокуратуры.
Из этого же ряда и другая похожая провокация, поставившая на уши весь город. Пару недель назад, сразу после вступления в силу закона «О такси», в салонах автобусов и «маршруток» появились анонимные листовки: дескать, вот-вот в городе проезд в общественном транспорте подорожает сразу вдвое, до 25 рублей. Очевидно ведь, что подобная паника на руку только самим таксистам (которые, как видно из примера с «навозоффым», не особо щепетильны в выборе стратегии).
Короче, рынок услуг в Ставрополе безумно далек от цивилизованных стандартов ведения бизнеса. «Войну» за клиентов бизнесмены ведут порой почти в буквальном смысле. Скажем, год назад от рук конкурентов пострадал один из крупнейших в городе интернет-провайдеров «Зеленая точка»: под покровом ночи неизвестные перерезали магистральный оптоволоконный кабель компании. В итоге две трети абонентов оператора потеряли интернет-связь примерно на полчаса, что болезненно ударило по имиджу провайдера. Вредителей, впрочем, так и не нашли.