Во многих странах велосипед давно рассматривается как полноценное средство передвижения с точки зрения транспортной политики. Неизменно возрастает число велосипедистов в Ставрополе. Одни видят преимущества такого передвижения, других прельщает спортивный интерес. По словам многочисленных любителей этого вида транспорта, условий для езды практически нет, как нет и культуры отношений между велосипедистом и автомобилистом.
Вот и приходится отчаянным веллерам метаться между дорогой, где на них может наехать машина, и тротуаром, где им вполне обоснованно не рады пешеходы. В европейских странах эту проблему решают с помощью велодорожек со своими разметками и знаками, куда другим участникам движения вход запрещен. Идею развития велосипедного движения, в частности создание специализированных дорог и парковок, активно пропагандируют члены сообщества “Велокавказ”.
О том, почему велосипедист должен стать полноправным участником дорожного движения, рассказал председатель этой организации Алан Мисиков.
— Алан Русланович, как давно существует ваше сообщество и чем оно занимается?
— Общественная организация велосипедистов Ставропольского края “Велокавказ” возникла в 2005 году. Первоначально туда входило несколько десятков человек, теперь же на сайте зарегистрировано две тысячи. Причем среди них не только ставропольцы, но и жители всего края, соседних республик и областей. Главная цель, которую мы преследуем, — объединить вольных веллеров в одну мощную и большую организацию. А в дальнейшем — создать хорошую велокоманду, которая бы принимала участие в региональных, а быть может, и международных соревнованиях.
Приятно отметить, что сообщество эволюционирует, развивается и получает признание. Это сложно сделать, когда нет подходящих условий для развития. Поэтому мы стараемся улучшать велосипедную инфраструктуру.
— Это отнюдь не легкая задача. Как вы собираетесь это делать и в чем заключаются изменения?
— Самое необходимое — дорожки и парковки для велосипедистов. Мы сотрудничаем с городским и краевым спорткомитетами, правительством края, городской администрацией. Последняя, кстати, рассматривает возможность велосипедной разметки на дорогах Ставрополя, чтобы обозначить территорию любителей двухколесных коней. Организация уже добилась того, чтобы во всех строящихся микрорайонах были велодорожки.
Нужно осознать, что велосипедисты никуда не денутся, а их количество будет только увеличиваться, и что им нужна своя территория. Согласно Правилам дорожного движения они должны ездить по дорогам. Но ведь это невозможно сделать, потому что большинство водителей без уважения относятся к велосипедистам, а порой их откровенно игнорируют. И велосипедисты просто вынуждены убегать с дороги на тротуар, где им тоже не рады. Как-то у нас был случай, когда веллера сбил автомобиль и водитель не мог понять, почему он не прав. Весь ужас ситуации он осознал только тогда, когда узнал, что этот велосипед стоит дороже его машины.
— Как велосипедист со стажем, расскажите, в чем видите преимущество этого вида транспорта?
— Действительно, я катаюсь на нем уже 37 лет. И знаете, если я в день не проеду пару десятков километров, чувствую себя плохо. Думаю, что это транспорт будущего. Для него не существует пробок, он занимает в двадцать раз меньше места на дороге и стоянке. Велотранспорт очень полезен для здоровья. У каждого спортсмена есть свой комплекс упражнений, и только велотренажер подходит для всех. Но самое главное, это абсолютно безвредно для экологии. Ведь он позволяет передвигаться в пространстве с помощью мускульной силы, а не двигателя внутреннего сгорания.
— Во многих странах велосипед давно стал альтернативой для разгрузки дорог...
— Да, к этому приходит и наша столица, которая рассматривает стратегию развития велотранспорта. Если сегодня не предусмотреть планирование велодорог в новых районах городов, очень скоро придется пересматривать принципы городского планирования и перестраивать всю городскую инфраструктуру. И это обойдется намного дороже.
Отмечу, что недавно два наших участника проехали на великах всю Европу. Каждый город, каждый поселок там оснащен специальными дорогами. В Германии, например, это трехметровые дорожки, которые идут рядом с трассами. И ими пронизана вся страна! Через каждые 80-100 километров располагаются отели, где есть велопарковки. А еще повсюду есть веломастерские. Видно, что государство позаботилось о людях.
— А что насчет спонсоров? Наверняка организация как-то взаимодействует с различными компаниями?
— У нас есть постоянные спонсоры, но их не так много. В основном они помогают устраивать чемпионаты, которые проводятся довольно часто. Обращаемся мы и к руководителям крупных предприятий, предлагаем сотрудничество. Например, размещение по всему городу бесплатных велопарковок, на которых указаны логотипы этой фирмы. Скоро мы получим профессиональную форму для соревнований, на которой также будет указано название спонсора. И самое интересное, что такая реклама действительно работает. Крупные производители велобрендов давно пришли к тому, что для продвижения продукции нужны нетрадиционные формы рекламы. Например, соревнования на нескольких моделях. Потихоньку мы тоже к этому приходим. А вообще к развитию нашего рынка нужно привлекать бизнес.
— В чем же для него привлекательность?
— Существует несколько ниш, которые на сегодняшний день практически не освоены. Одна из них — продажа велосипедов. У всех ребят, которые катаются за город хотя бы километров на 40, велосипедов стоимостью ниже 35-40 тысяч рублей нет. А некоторые приобретают и вовсе не один велосипед. Недавно в Ставрополе один из них был куплен за огромную цену — 280 тысяч рублей. На мой взгляд, это говорит о любви к велоспорту и его популярности. Плюс дополнительная статья расходов — цепи, кассеты, смазочные материалы, подшипники, велоформа, обувь, шлемы. К тому же часто “покатушки” бывают с ночевкой, а для этого нужны еще и палатки, велобагажники, велорюкзаки. Централизованных поставок этих материалов у нас нет. Можно сказать, что это направление торговли не развито.
Еще одна привлекательная ниша — сфера обслуживания, веломастерские. Как я уже говорил, в Европе они встречаются чуть ли не на каждом шагу. Почему бы и у нас не организовать профильную мастерскую? Думаю, желающих “подлечить” своих двухколесных коней будет немало.
— Вы сказали, что сообщество регулярно устраивает чемпионаты. Расскажите о них.
— Мы регулярно проводим открытые любительские соревнования, уже сформировалась хорошая традиция проводить два этапа чемпионата — весенний и осенний. Есть и промежуточные соревнования. Так, 9 октября состоится II этап Кубка “Велокавказа”, осенние соревнования кросс-кантри. Подготовка к подобным мероприятиям происходит очень серьезно. Мы готовим к ним регламент, где указываются сроки и место проведения, регистрация и допуск участников, правила прохождения дистанции и условия дисквалификации. Трем участникам организации мы помогли стать независимыми судьями, сертифицированными Федерацией велосипедного спорта Ставропольского края. Так что у нас есть и специалисты в судействе.
— Какие у вас еще планы на будущее?
— Очень хочется создать велошколу, которая, скорее всего, будет при школе олимпийского резерва. Это нужно сделать для того, чтобы молодые велолюбители не уезжали из родного города, а отрабатывали технику здесь. Тренеров найдем среди своих участников, у нас немало достойных учителей. Меня окружает много юных талантливых ребят, но они не владеют техникой езды, педалирования, не умеют распределять силы на трассе. Пока мы даем эти подсказки на общественных началах, а ведь хочется, чтобы это делалось профессионально.
Как итог могу отметить, что определенные достижения в развитии велосипедного движения есть, но этого недостаточно. Организация парковок и трасс — в приоритете. Надеемся, что власть пойдет нам навстречу.
Дарья Дараганова