По мере увеличения объемов пассажирских и грузовых перевозок возрастает и ряд требований, предъявляемых к их надежности и безопасности. Сегодня развитие рынка транспортной системы уже немыслимо без навигационных систем.
О ситуации, возникшей в области диспетчеризации в Ставропольском крае, Дарье Дарагановой рассказал генеральный директор ЗАО “Мирком” Михаил Ерещенко. Напомним, что в июне этого года компания стала региональным партнером федерального оператора в сфере навигационной деятельности — ОАО “Навигационно-информационные системы”.
— Михаил Викторович, согласно ФЗ №22 “О навигационной деятельности” весь пассажирский транспорт подлежит оснащению навигацией. Как обстоит ситуация у нас?
— В Ставрополе благодаря усилиям Комитета городского хозяйства более 350 единиц пассажирского транспорта уже оснащено навигационными системами ГЛОНАСС. Согласно требованиям закона завершить работу по оснащению городского транспорта системами ГЛОНАСС нужно в этом году. Но для эффективного управления городским транспортом нужно не просто для галочки внедрить отдельные разрозненные навигационные системы, необходимо создать единую интеллектуальную информационную транспортную систему города. Такая служба в нашем городе есть — Единая центральная диспетчерская служба Ставрополя. Ее функции — контроль и оптимизация работы всего пассажирского транспорта города.
Мощная компьютерная система ЕЦДС активно развивается и в будущем сможет значительно оптимизировать работу транспорта города. Информацию о работе каждой единицы транспорта ЕЦДС получает в реальном времени с помощью системы ГЛОНАСС. На данный момент к системе подключен весь муниципальный транспорт, но до конца года согласно требованиям закона будет подключен и коммерческий транспорт [“ГАЗели”]. Информация о движении транспорта на круглые информационные остановочные табло поступает именно от модуля предсказания вычислительного комплекса ЕЦДС.
Часть городского транспорта оснащена современными системами видеонаблюдения и полностью автоматической системой объявления остановок. Работа этой системы также основана на использовании Российской спутниковой системы ГЛОНАСС.
— Правительство России объявило внедрение ГЛОНАСС своим приоритетом в космической области. Какие меры были приняты для этого?
— Космическая индустрия является одной из тех отраслей, где Россия продолжает удерживать ведущие позиции в мире. Использование результатов космической деятельности способно принести большую пользу для развития и модернизации экономики страны.
Для внедрения и коммерциализации ГЛОНАСС-технологий в 2009 году Постановлением Правительства был создан Федеральный сетевой оператор в сфере навигационной деятельности — НИС ГЛОНАСС.
Председателем совета директоров избран Евгений Примаков. В числе крупнейших отраслевых компаний России в совет директоров НИС ГЛОНАСС вошли представители автозаводов, корпорации “Российские космические системы”, “Ассоциации международных автомобильных перевозок”. Благодаря объединению усилий представителей известных организаций и компаний стало возможным создание условий для массового внедрения технологий ГЛОНАСС на российском и зарубежном рынках, подготовка соответствующей нормативной базы. В июне этого года было выпущено постановление, расширяющее права и задачи НИС ГЛОНАСС. В частности, достижение технологической совместимости навигационно-информационных систем, функционирующих с использованием ГЛОНАСС, и обеспечение соответствия требований, предъявляемых к этой аппаратуре.
— Что дает глобальная навигационная спутниковая система транспортникам и пассажирам?
— Порядок и организованную работу коммерческого транспорта и самое главное — безопасность. Нередки случаи, когда водители срезают дорогу, обгоняют друг друга в поисках пассажира, не выходят на рейс после часа пик или не доезжают до конечной остановки. В муниципальных предприятиях и троллейбусном управлении, где ГЛОНАСС уже работает, ситуация намного лучше. Система позволяет отследить количество рейсов, с какой скоростью маршрутка перемещалась по городу, точно ли был соблюден маршрут. Контроль происходит в режиме реального времени. Получить к ним доступ сможет и владелец автопарка.
Согласитесь, что это огромное преимущество для него. Такой подход позволяет повысить эффективность перевозок, улучшить их качество, создать прозрачное расписание, исключить лишний расход топлива. Это также дисциплинирует водителей.
— Оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС подлежит не только общественный транспорт...
— Да, среди них морские и воздушные суда, железнодорожный транспорт и другие. Вообще, эта система дает нам безграничные возможности.
Интересен проект “ЭРА-ГЛОНАСС”. При тяжелой аварии, например, сопровождающейся срабатыванием подушек безопасности, обеспечивается передача информации о точных координатах транспортного средства и данных о тяжести ДТП на диспетчерский пункт. Отмечу также, что технологии, которые уже сегодня внедряются в нашем городе, предлагаются и внедряются в других крупных городах, в том числе и в Сочи, где концентрируются лучшие разработки.
Дарья Дараганова
Ставропольский бизнес