“Страна большая, а припарковаться негде” — эта шутка давно уже стала хитом в интернет-сообществе. Действительно, проблема парковок является бичом сегодняшнего времени для большинства российских городов. Не стал исключением и Ставрополь. Днем центр города напоминает гигантский муравейник, автовладельцы занимают обочины, тротуары, паркуются под запрещающими знаками. Беспорядочно припаркованный транспорт создает многочисленные пробки и снижает пропускную способность городских улиц.
Количество автомобилей на ставропольских улицах постоянно растет. Их число уже превысило 200 тысяч. По некоторым прогнозам к 2030 году количество машин в краевом центре может увеличиться еще на треть.
Как сообщили в Комитете городского хозяйства, в Ставрополе делается все возможное для решения этой проблемы. Так, в сентябре городская администрация отчиталась о создании 1,1 тыс. дополнительных парковочных мест по всему городу. Из них — 200 паркомест за счет средств местного и 900 — средств федерального бюджета. Парковки были построены на улицах Морозова, Суворова, проспекте Карла Маркса, а также на внутридворовых территориях. Кроме того, в настоящее время Комитетом городского хозяйства заключен контракт с ООО “СтройИнвестПроект” на создание комплексной схемы дорожного движения Ставрополя, в рамках которого будет проведен оценочный анализ существующей ситуации. По итогам полученных результатов можно будет судить о причинах автомобильных заторов, что в дальнейшем позволит разработать эффективную концепцию организации дорожного движения.
Между тем, как утверждают специалисты, пропускной способности города достаточно, чтобы и автомобилисты, и пешеходы чувствовали себя вполне комфортно. Тогда почему центр задыхается в пробках? Всему виной хаотичная застройка, которая велась в Ставрополе на протяжении долгого времени. Как грибы после дождя на самых оживленных перекрестах, вопреки всем существующим нормам, появлялись торговые центры, магазинчики и кафе. Их владельцы не особо заботились об удобстве горожан. Это практически лишило Ставрополь возможности нормально развиваться, а потому преодолеть дефицит стоянок в центральной части города пока не удается.
“На мой взгляд, действовать в решении этой проблемы нужно радикально, — говорит генеральный директор строительной компании “СтавропольГазСнаб” Николай Стаценко, — в первую очередь городу нужны многоуровневые автостоянки. Задача города — определить места для парковок и в дальнейшем создать благоприятные условия для их строительства. Такие проекты достаточно привлекательны для инвестирования и, хоть и являются долговременными по окупаемости, способны приносить постоянную прибыль”.
Всего год назад Николай Пальцев, занимавший в то время пост главы краевого центра, заявлял о готовности города предложить потенциальным инвесторам несколько участков под строительство многоуровневых парковок на 300 машиномест в районе “Ангела”, на 150 — в нижней части Центрального парка, еще на 150 — на Крепостной горе. Но то ли желающих вложить деньги в столь полезные проекты так и не нашлось, то ли в городской администрации передумали выделять драгоценные участки земли, только до сих пор ничего не изменилось. За последнее время построены лишь небольшие карманы вдоль оживленных улиц. Однако эти меры проблему нехватки парковочных площадей не решают.
Между тем, по словам коммерческого директора компании “ЕТК” Дмитрия Евтеева, новые технологии не требуют больших площадей для оборудования современных многоуровневых автоматизированных паркингов. “Используя минимум свободного пространства, можно получить максимальное количество мест для автомобилей, — поясняет он. — Автомобиль при помощи лифтовых платформ переносится на необходимую высоту. Так, на месте одной 3-комнатной квартиры помещается около 80 автомобилей. Такие лифтовые парковки просты в эксплуатации: достаточно нажать кнопку на терминале, и машина автоматически находит свободное место. Автовладелец получает чек или карту, для того чтобы забрать машину со стоянки. Приблизительная стоимость одного парковочного места — 75 тысяч рублей”.
Действительно, различные автоматизированные, работающие при помощи лифтовых механизмов стоянки уже не одно десятилетие возводят в Европе, в частности в Германии. Задумались о реализации подобных проектов и в Москве, где был возведен еще один вариант автоматизированного паркинга. Снаружи он выглядит как 9-этажная стеклянная башня. Внутри действует четыре скрытых в конструкции электродвигателя, которые поднимают платформу с машиной наверх, как на карусели.
По вечерам во многих дворах ставропольских многоэтажек царит одна и та же картина: десятки автомобилей стоят возле подъездов, на тротуарах, на газонах, на детских площадках — занят каждый метр полезной площади. При этом желающих платить за место на платной автостоянке от 40 до 100 руб. за сутки среди автолюбителей не слишком много.
Аренда капитального гаража может обойтись от 1,5 до 5 тыс. руб. в месяц, в зависимости от места его расположения, количества этажей, уровня и качества постройки. Купить капитальный гараж в Ставрополе можно и за 150 [в гаражном кооперативе “Железнодорожник”], и за 550 [в районе микрорайона “Перспективный”], и за 650 тыс. руб. [в центральной части города].
Вообще по нормам не менее 30% от общей площади застройки должно отводиться под места для автомобилей. Но сегодня этого уже мало, и некоторые застройщики стремятся предложить вместе с квартирой приобрести и капитальный гараж, расположенный на территории жилого комплекса, или место в подземном паркинге. Так, к примеру, в новым микрорайоне, возведенном в Юго-Западном районе Ставрополя, компанией “ЮгСтройИнвест” предусмотрены и гаражный городок, и подземная стоянка для новоселов.
“Пример продаж гаражей, построенных на территории жилого комплекса “Город Роз”, показывает, что такая недвижимость достаточно востребована, — отмечает генеральный директор ОРТЦ “Ставрополь” Оксана Свердлова. — Когда цена приемлемая — 350 тысяч рублей, покупатель готов платить за свой комфорт и за спокойный сон”.
Подземная парковка изначально считалась прерогативой строительства элитных домов и бизнес-класса, но сегодня эту идею взяли на вооружение и компании, возводящие жилье эконом-класса. А вот подходы к цене за парковочное место у ставропольских застройщиков отличаются. Стоимость 1 машиноместа в подземном паркинге в разных районах города начинается от отметки 350 тыс. руб. и может достигать 800 и более тыс. рублей.
“На самом деле цена зависит от множества факторов, — поясняет Николай Стаценко, — от размера парковочного места, удобства расположения, возможности проведения дополнительного освещения или средств видеонаблюдения, качества отделки. Активнее всего места в подземном паркинге раскупаются именно в центре города. Так, в прошлом году мы сдавали дом в центре города, и на тот момент 90 процентов мест на стоянке было распродано”.
Как утверждают специалисты, наличие большого паркинга значительно увеличивает ликвидность готового жилья. Судя по всему, тенденция строительства просторных подземных и наземных стоянок, гаражных комплексов со временем будет лишь набирать обороты. Что ж, это не только позволяет застройщику больше зарабатывать, но и упрощает жизнь покупателям.
Елена Каражеляскова
Ставропольский бизнес